Вот такой суровый ямник взирает на нас с современного арта. Неумолимый варвар, обвешанный оружием, закаленный в боях и тренированный. Но насколько правдив такой образ представителей ямной культуры ранней бронзы?
Определенно, люди ямной культуры в научно-популярной и околоисторической литературе, а тем более во всяких пабликах, интернет-ресурсах и т.д. – это нечто большее, чем реальные ямники в современной археологии. Хотя было время (достаточно давно), когда с легкой руки Марии Гимбутас и маститые археологи всерьез писали о «конных ордах представителей ямной культуры», патриархальных воителях, сокрушивших мирных матриархальных земледельцев Старой Европы. На самом деле, судя по уровню травматизма, ямники были не более воинственны, чем земледельцы на западе. А иногда и менее. Массовых следов убийств и битв в поздненеолитической Европе не видно, а сами «жертвы» вовсе не мирные и не матриархальные. Да и ямники не конные кочевники. Они пасли мелкий и крупный рогатый скот, на лошадях, судя по всему, часто не ездили, несмотря на то, что лошадь уже была приручена. А до классической кочевой модели было еще очень долго. По крайней мере, такие данные нам предоставляет археология. Однако в 2015 году вышла работа генетиков, согласно которой в позднем неолите Западной и Центральной Европы происходит смена генофонда. Эти пространства заселяют люди, геном которых на три четверти состоит из того же компонента, что и у ямников. Да и сами генетики порой смешивали оба понятия, объявив этот компонент «ямным» и таким образом создав некую ямную экспансию в те земли, где и ямников никогда не было. Это продолжается до сих пор. Я писал недавно о свежей работе, где указывается некая экспансия ямников аж в Скандинавию.
На самом деле «возмутителями» генофонда были вовсе не представители ямной, а люди культуры шнуровой керамики. Это разные культуры, и одну из другой не выводят, хотя некоторые исследователи и пытались. Более того, сейчас очевидно, что и генетические данные не позволяют вывести шнуровиков от ямников, несмотря на близость генофонда. Это скорее популяции-сестры, чем родительская и дочерняя группы.
Важную роль в этой ямной экспансии уделяют мобильности скотоводческих групп. И мобильность у них не отнять, но и преувеличивать ее не стоит. Ямная культура распространялась в пределах привычных ей природных ландшафтов. Это степи и равнины, изредка лесостепь. Если вы посмотрите на карту распространения ямной культуры, это будет очевидно.
Зачастую подчеркивается (особенно в «генетических» работах), что мобильность и экспансия были обеспечены приручением коня. Хотя в той же свежей работе причиной экспансии вообще были названы молочные продукты. Но вернемся к лошадям. Пару дней назад вышла статья "The origins and spread of domestic horses from the Western Eurasian steppes", в которой исследовались очередные древние геномы. Только не человеческие, лошадиные. Казалось бы, при чем здесь ямники? А вот при чем.
( Read more... )