[personal profile] nicoljaus
Из статьи «Политические репрессии в Институте философии (1930-1940-е гг.)»

"После января 1931 г., когда было принято написанное Сталиным известное постановление ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма», где было сформулировано «обвинение» в «меньшевиствуюшем идеализме», работа Института философии была по существу свёрнута. Институт превратился из исследовательского учреждения в идеологическое. Были уволены вообще все сотрудники, начиная с директора академика Деборина [...] где бы ни пытались закрепиться уволенные из Института философы, их не оставляли в покое. Многие из них были людьми, вовлечёнными в общественно-политическую жизнь страны, а потому оказывались составе той или иной политической оппозиции (И.Т.Жиров, Н.А.Карев, П.Ф.Сапожников, В.Н.Слепков, Я.Э.Стэн). Этих философов арестовали уже в первые годы после идеологического разгрома Института. Впоследствии они погибли. Не спаслись и те, кто пытался уйти в академическую науку и заниматься специализированными отраслями философского знания вроде истории философии и философских вопросов естествознания (И.И.Агол, С.Ф.Васильев, Х.И.Гарбер, И.К.Луппол, Г.С.Тымянский, Ю.П.Шейн, М.Л.Ширвиндт). Точно так же не спасал и перевод в провинцию. Наоборот. Человек, высланный из Москвы, становился там объектом пристального внимания. Каждый его шаг разглядывали «под микроскопом». Его ждали несколько лет нервотрёпки, идеологические обвинения, арест и, как правило, гибель (Т.С.Ищенко, И.П.Подволоцкий, Д.А.Рахман, И.Д.Сапир).

Механисты пострадали, как известно, в меньшей степени, чем деборинцы, несмотря на то, что в постановлении ЦК они для проформы объявлялись «главной опасностью» на «философском фронте» даже по сравнению с «меньшевиствующими идеалистами». Но и среди них были расстрелянные (С.Ф.Васильев, И.М.Великанов, Л.М.Рубановский, С.Ю.Семковский), подвергавшиеся аресту (Г.Г.Боссе, Т.Б.Гейликман), исключению из партии (Ф.М.Перельман), политическим обвинениям (Л.И.Аксельрод, З.А.Цейтлин).

Не избавила судьба от застенка и пули и тех, кто пришёл в Институт философии на волне критики деборинцев. Это были в основном недоучившиеся слушатели Института красной профессуры. Они были призваны на работу в Институт, чтобы изничтожить всякие следы «деборинщины» и восславить великого философа Сталина, но даже активная борьба с деборинцами не ограждала тех, кто её вёл, от репрессий (Э.Я.Кольман, В.Н.Ральцевич, И.С.Серебров).

Первый, деборинский состав сотрудников Института был уничтожен почти полностью. Примерно то же можно сказать и о «втором» составе, пришедшем на смену первому. Масштаб репрессий легко пояснить следующим подсчётом. Число сотрудников, работавших в Институте на момент его организации, составляло 62 человека. Из них была репрессирована половина: 31 человек, в том числе 20 расстреляно и 9 умерли в заключении. Из оставшихся 30 человек 4 были исключены из партии, ещё 4 подвергнуты проработкам и уволены, судьбу ещё 3 проследить не удалось. [...]

В городе на Неве существовало Ленинградское отделение Института философии. В нём работали А.С.Айзенберг, И.М.Альтер, Г.С.Белицкий, П.А.Буханов, И.А.Вайсберг, С.Ф.Васильев, Х.И.Гарбер, Е.Ф.Гирчак, С.Л.Гоникман, Т.Н.Горнштейн, Ф.А.Горохов, М.З.Жив, И.Ф.Куразов, П.Л.Кучеров, М.П.Лебедев, Л.О.Леонидов, Э.Ф.Лепинь, Э.Г.Лурье, А.П.Маркузе, А.Р.Медведев, М.И.Мишин, А.А.Пресман, Л.О.Пипер, В.Н.Ральцевич, И.С.Серебров, Л.Ф.Спокойный, А.К.Столяров, О.М.Танхилевич, Г.С.Тымянский, В.Р.Ульрих, Я.М.Урановский, Ю.П.Шейн, М.Л.Ширвиндт, Р.А.Янковский. Все они были репрессированы, подавляющее большинство из них – расстреляны. В результате в сентябре 1937 г. Ленинградское отделение Института философии АН СССР пришлось закрыть. Избежал общей судьбы только Б.А.Чагин, впоследствии возглавивший Ленинградскую кафедру философии, ставший членом-корреспондентом АН СССР и оправдывавший в своих публикациях сталинизацию философии. [...]

Репрессии в отношении бывших сотрудников Института – деборинцев – шли в общем контексте массовых репрессий. В 1937 г. сама принадлежность к «контрреволюционной троцкистской группе Стэна, Карева и других» служила достаточным основанием для репрессирования. Именно такая формула, например, была записана в обосновании на арест работавшего длительное время в Институте философа И.Я.Вайнштейна. Для репрессивных мер в отношении бывших деборинцев теперь уже не требовалось какой-то особой активности со стороны коллег–сталинистов, как то было в начале 1930-х гг. Но были и такие преступные акции в отношении целых групп сотрудников Института философии, которые организовывались целенаправленно. Обречёнными становились те, в ком руководящая группа Митина видела потенциальных конкурентов. Так было репрессировано полтора десятка философов, входивших в так называемую «шабалкинскую группу». [...] 1936–1937 гг. по инициативе Митина и Юдина П.И.Шабалкин и его бывшие сторонники были по всей стране разысканы, исключены из партии за принадлежность к шабалкинской группе и репрессированы. Меры к тому Митиным и прочими членами философского руководства были приняты на всех уровнях: от закулисных интриг до публичного «бичевания» в печати. Сохранился список шабалкинцев, направленный Юдиным в ЦК для организации массовой расправы над ними. Одновременно М.Б.Митин, П.Ф.Юдин, Ф.В.Константинов и В.Ф.Берестнев систематически травили бывших членов шабалкинской группы на страницах журнала «Под знаменем марксизма», навешивая им позорные ярлыки и обвиняя в чудовищных преступлениях. [...]

Поворот политики Сталина в сторону построения великой державы и русского патриотизма привёл к падению влияния Митина и его сторонников. На первый план выдвинулся Г.Ф.Александров и его группа. Наиболее ожесточённая борьба между ними проходила по историко-философским темам, поскольку Александров считался специалистом в области общей теории историко-философского процесса. А местом, где эта борьба разворачивалась, была по-прежнему редакция журнала «Под знаменем марксизма». Борьба закончилась поражением группы Митина – Юдина. Оно было подготовлено по классическим рецептам сталинской эпохи. Группа сторонников Митина (Ф.А.Горохов, А.И.Иванов, И.М.Кулагин, М.П.Лебедев, С.С.Пичугин, Е.П.Ситковский, Б.Ю.Сливкер, В.М.Соловьёв) была в 1943 г. арестована. На допросах от них добивались признаний в том, что их критика статей Александрова носила антисоветский характер, и вымогали показания на Митина и Юдина. Все члены этой группы в 1944 г. были осуждены на длительные сроки заключения". pdf (4 МБ)

Date: 2024-01-31 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] lepestriny.livejournal.com
Либералы, социалисты, анархисты и коммунисты - смертельные враги сталинистов. Любая развитая, конструктивная, демократическая система взглядов на власть сколь-либо левого толка противоречит на порядки более примитивной феодально-авторитарной власти Иерархии/Вертикали.
Марксизм, условно, выжил, потому что он изначально противоречив, его удалось быстро кастрировать "диалектикой", демонтировать на вырванные цитаты - и перетолковать на критику вовне. Как-то так.

Date: 2024-02-01 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanovich25.livejournal.com
Буржуазная философия-продажная девка империализма.

Date: 2024-02-05 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanovich25.livejournal.com
"Я всегда колебался вместе с генеральной линией партии!"©

Date: 2024-02-06 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanovich25.livejournal.com
Линию не надо понимать, её нужно чуять.

Date: 2024-02-06 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] rubi-khvosty.livejournal.com

Философы вообще бесполезны, а уж философы-коммунисты просто вредны

Profile

nicoljaus: (Default)
nicoljaus

January 2026

S M T W T F S
    123
4567 8910
11 121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 09:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios